Что мы празднуем 8 марта?

Анализ

Сегодня праздник 8 марта – День Женщин, который в нашей стране ассоциируется с праздником весны, женской красоты и материнства.

Это, собственно, и неудивительно. Ведь для буржуазного государства, живущего за счет эксплуатации рабочих и трудящихся, было бы глупо рассказывать о 8 марта, как о Дне международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие.

Трудящиеся женщины всегда были самыми угнетенными.

В литературе и изобразительном искусстве осталось много свидетельств, описывающих тяготы женской жизни.

«Доля ты трудная, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать», – так о тяжелой и непростой жизни женщины-труженицы в XIX веке писал великий русский поэт Некрасов.

О жестоком обычае прилюдного избиения и вождения обнаженной, заподозренной в измене, жены по улице, писал Горький в рассказе «Вывод»:

«Я знал, что за измену у нас, в Заволжье, женщин обнажают, мажут дёгтем, осыпают куриными перьями и так водят по улице. Знал, что иногда затейливые мужья или свёкры в летнее время мажут «изменниц» патокой и привязывают к дереву на съедение насекомым. Слышал, что изредка изменниц, связанных, сажают на муравьиные кучи. И вот – видел, что всё это – возможно в среде людей безграмотных, бессовестных, одичавших от волчьей жизни в зависти и жадности».

Яркий пример, отражающий положение женщин в обществе выразил один из героев произведений Шолохова:

«Кобыла не лошадь, баба не человек».

Тем не менее, как бы ни было тяжело женщинам, без их участия не обходилось в истории человечества ни одно великое движение угнетенных. Женщины, как самые угнетенные из всех угнетенных, не могли остаться в стороне от широкой дороги освободительного движения. Истории известны имена многих великих мучениц и героинь.

Не обошлось и без участия женщин в самом мощном освободительном движении – Движении революционного рабочего класса. Главными задачами движения было освобождение трудящихся от ига капитала, уничтожение частной собственности на средства производства и всякой эксплуатации человека человеком.

Как тогда, так и сейчас, господство капитала позволяет их владельцам эксплуатировать трудящихся, присваивать результаты труда миллионов людей. Эти капиталистические производственные отношения ставят трудящихся, фактически, в положение нищеты и наёмного рабства, а женщину в положение – «двойного» рабства.

На тот момент ни одно государство и ни одно демократическое законодательство не сделало для женщины и половины того, что смогла сделать Советская власть в первые месяцы своего существования. Камня на камне, не осталось от старых законов ставящих женщину в неравноправное положение с мужчинами.

Советская власть установила 8-ми часовой рабочий день и ограничило сверхурочные работы, был установлен минимум заработной платы «взрослому рабочему без различия пола». Для сохранения здоровья женщины было запрещено привлекать их к ночным и подземным работам. Был принят декрет о браке – мужу и жене были предоставлены равные права и обязанности. Признавалась общность имущества, нажитого в браке, что обеспечивало материальные интересы женщины и закрепляло её равноправие в семье. Были установлены пособия по беременности, выплачиваемые в течение восьми недель до, и восьми недель после родов, в размере полного заработка трудящейся. Первая Советская конституция юридически закрепляла равные политические права с мужчинами.

Но издание законов и декретов – являлось самой простой задачей. Уравнять женщину в производительности труда, длительности его, в условиях труда было не сложно. Важно было добиться чтобы женщина не была угнетена её хозяйственным положением, в отличие от мужчины. Даже при полном равноправии оставалась придавленность женщины. На неё фактически сваливалось всё домашнее хозяйство. Это домашнее хозяйство, в большинстве случаев, являлось самым непроизводительным, самым диким и самым тяжким трудом, какой осуществляла женщина. Труд этот не заключал в себе ничего, что сколько-нибудь способствовало развитию женщины.

Ленин считал, что настоящее освобождение женщины, настоящий коммунизм мог начаться только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба (руководимая владеющим государственной властью пролетариатом) против этого мелкого домашнего хозяйства, или, вернее, массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство.

Необходимо было, чтобы женщина-труженица активно участвовала в общественной жизни, имела возможность учиться, могла активно привлекаться к управлению предприятиями и государством. Первыми коммунистическими ростками, которые позволили облегчить ведение домашнего хозяйства, стало открытие общественных столовых, яслей, детских садов. Это способствовало уменьшению неравенства женщины по сравнению с мужчинами в общественном производстве и общественной жизни.

Также важной оставалась проблема перевоспитания советского общества в вопросах семейного быта.

Об этом было хорошо сказано В. Лениным в разговоре с К. Цеткин:

«К сожалению, ещё по адресу многих наших товарищей можно сказать: «поскребите коммуниста и вы найдёте филистера». Конечно, скрести нужно чувствительное место, его психику в отношении женщины. Существует ли более наглядное доказательство этому, чем то, что мужчины спокойно смотрят, как женщины изнашиваются на мелкой работе, однообразной, изнуряющей и поглощающей время и силы, работе в домашнем хозяйстве; на то, как их кругозор при этом сужается, ум тускнеет, биение сердца становится вялым, воля слабой? Я говорю, конечно, не о буржуазных дамах, которые сваливают все домашние работы, включив уход за детьми, на наёмных людей. То, что я говорю, относится к огромному большинству женщин, в том числе и к жёнам рабочих, даже если эти жёны целый день проводят на фабрике и зарабатывают сами.»

Очень немногие мужья, даже из пролетариев, думают о том, как сильно они могут облегчить тяготы и заботы жены или даже совсем снять их с неё, если бы захотели помочь в «женской работе». Но нет, ведь это же противно «праву и достоинству мужа». Он требует, чтобы у него был отдых и комфорт. Домашняя жизнь женщины это ежедневное принесение себя в жертву в тысячах ничтожных мелочей. Старое право господства мужа продолжает жить в скрытом виде. Его рабыня объективно мстит ему за это тоже в скрытом виде: отсталость женщины, отсутствие у неё понимания революционных идеалов мужа ослабляет его бодрость и решимость в борьбе. Это есть те крохотные черви, которые незаметно, медленно, но верно подтачивают и грызут. Я знаю жизнь рабочих и не только по книгам. Наша коммунистическая работа среди женских масс, наша политическая работа включает в себя значительный кусок воспитательной работы среди мужчин. Мы должны вытравить старую рабовладельческую точку зрения до последних мельчайших корней её. И в партии, и в массах. Это относится к нашим политическим задачам так же, как и настоятельно необходимое образование штаба из товарищей мужчин и женщин, получивших основательную теоретическую и практическую подготовку, чтобы проводить и двигать партийную работу среди трудящихся женщин».

Ярким примером такой проблемы, отражённой в искусстве, является оперетта «Бабий бунт» по рассказу Шолохова.

Кстати, данную постановку, после долго перерыва, снова начали ставить в нашем минском театре Музыкальной комедии. Что ещё раз доказывает, что проблема положения женщин еще остается острой и актуальной и на сегодняшний день. Но это и неудивительно, ведь нам теперь опять пришлось вернуться к капиталистическому обществу, где женщина остаётся одним из наиболее уязвимых слоев населения.

Капиталисты понимают, что женщины могут являться большой силой в революционном рабочем движении. Именно на чьей стороне будет эта сила – на стороне пролетариата или буржуазии, зависит судьба революционного движения. Поэтому капиталисты во всем мире стараются отвлечь женщин от главной причины их угнетения – капитализма, поддерживая различные буржуазные женские движения.

Что же делать в такой ситуации коммунистам? Как верно было подмечено Сталиным есть две основные задачи: «…первая задача пролетариата и его передового отряда, коммунистической партии, состоит в том, чтобы повести решительную борьбу за высвобождение женщин, работниц и крестьянок, из-под влияния буржуазии, за политическое просвещение и организацию работниц и крестьянок под знаменем пролетариата. … Выковать из женского трудового резерва армию работниц и крестьянок, действующую бок о бок с великой армией пролетариата, – в этом вторая и решающая задача рабочего класса».

Коммунистам важно не забывать и активно пропагандировать значение 8 марта, как Дня международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Необходимо убеждать и доказывать, что полное освобождение женщины от всякого неравноправия и гнёта, возможно только с освобождением пролетариата, через социалистическую революцию, до полной победы коммунизма.

Поэтому еще раз с праздником, дорогие женщины!

Да здравствует Международный коммунистический женский день! Да здравствуют женщины, как великая освободительная сила движения пролетариата!

Марксистский клуб «Общее дело»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *