Что мы празднуем 8 марта?
Сегодня праздник 8 марта – День Женщин, который в нашей стране ассоциируется с праздником весны, женской красоты и материнства.
Это, собственно, и неудивительно. Ведь для буржуазного государства, живущего за счет эксплуатации рабочих и трудящихся, было бы глупо рассказывать о 8 марта, как о Дне международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие.

Трудящиеся женщины всегда были самыми угнетенными.
В литературе и изобразительном искусстве осталось много свидетельств, описывающих тяготы женской жизни.
«Доля ты трудная, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать», – так о тяжелой и непростой жизни женщины-труженицы в XIX веке писал великий русский поэт Некрасов.
О жестоком обычае прилюдного избиения и вождения обнаженной, заподозренной в измене, жены по улице, писал Горький в рассказе «Вывод»:
«Я знал, что за измену у нас, в Заволжье, женщин обнажают, мажут дёгтем, осыпают куриными перьями и так водят по улице. Знал, что иногда затейливые мужья или свёкры в летнее время мажут «изменниц» патокой и привязывают к дереву на съедение насекомым. Слышал, что изредка изменниц, связанных, сажают на муравьиные кучи. И вот – видел, что всё это – возможно в среде людей безграмотных, бессовестных, одичавших от волчьей жизни в зависти и жадности».
Яркий пример, отражающий положение женщин в обществе выразил один из героев произведений Шолохова:
«Кобыла не лошадь, баба не человек».
Тем не менее, как бы ни было тяжело женщинам, без их участия не обходилось в истории человечества ни одно великое движение угнетенных. Женщины, как самые угнетенные из всех угнетенных, не могли остаться в стороне от широкой дороги освободительного движения. Истории известны имена многих великих мучениц и героинь.
Не обошлось и без участия женщин в самом мощном освободительном движении – Движении революционного рабочего класса. Главными задачами движения было освобождение трудящихся от ига капитала, уничтожение частной собственности на средства производства и всякой эксплуатации человека человеком.
Как тогда, так и сейчас, господство капитала позволяет их владельцам эксплуатировать трудящихся, присваивать результаты труда миллионов людей. Эти капиталистические производственные отношения ставят трудящихся, фактически, в положение нищеты и наёмного рабства, а женщину в положение – «двойного» рабства.
На тот момент ни одно государство и ни одно демократическое законодательство не сделало для женщины и половины того, что смогла сделать Советская власть в первые месяцы своего существования. Камня на камне, не осталось от старых законов ставящих женщину в неравноправное положение с мужчинами.
Советская власть установила 8-ми часовой рабочий день и ограничило сверхурочные работы, был установлен минимум заработной платы «взрослому рабочему без различия пола». Для сохранения здоровья женщины было запрещено привлекать их к ночным и подземным работам. Был принят декрет о браке – мужу и жене были предоставлены равные права и обязанности. Признавалась общность имущества, нажитого в браке, что обеспечивало материальные интересы женщины и закрепляло её равноправие в семье. Были установлены пособия по беременности, выплачиваемые в течение восьми недель до, и восьми недель после родов, в размере полного заработка трудящейся. Первая Советская конституция юридически закрепляла равные политические права с мужчинами.
Но издание законов и декретов – являлось самой простой задачей. Уравнять женщину в производительности труда, длительности его, в условиях труда было не сложно. Важно было добиться чтобы женщина не была угнетена её хозяйственным положением, в отличие от мужчины. Даже при полном равноправии оставалась придавленность женщины. На неё фактически сваливалось всё домашнее хозяйство. Это домашнее хозяйство, в большинстве случаев, являлось самым непроизводительным, самым диким и самым тяжким трудом, какой осуществляла женщина. Труд этот не заключал в себе ничего, что сколько-нибудь способствовало развитию женщины.


Ленин считал, что настоящее освобождение женщины, настоящий коммунизм мог начаться только там и тогда, где и когда начнется массовая борьба (руководимая владеющим государственной властью пролетариатом) против этого мелкого домашнего хозяйства, или, вернее, массовая перестройка его в крупное социалистическое хозяйство.
Необходимо было, чтобы женщина-труженица активно участвовала в общественной жизни, имела возможность учиться, могла активно привлекаться к управлению предприятиями и государством. Первыми коммунистическими ростками, которые позволили облегчить ведение домашнего хозяйства, стало открытие общественных столовых, яслей, детских садов. Это способствовало уменьшению неравенства женщины по сравнению с мужчинами в общественном производстве и общественной жизни.
Также важной оставалась проблема перевоспитания советского общества в вопросах семейного быта.
Об этом было хорошо сказано В. Лениным в разговоре с К. Цеткин:
«К сожалению, ещё по адресу многих наших товарищей можно сказать: «поскребите коммуниста и вы найдёте филистера». Конечно, скрести нужно чувствительное место, его психику в отношении женщины. Существует ли более наглядное доказательство этому, чем то, что мужчины спокойно смотрят, как женщины изнашиваются на мелкой работе, однообразной, изнуряющей и поглощающей время и силы, работе в домашнем хозяйстве; на то, как их кругозор при этом сужается, ум тускнеет, биение сердца становится вялым, воля слабой? Я говорю, конечно, не о буржуазных дамах, которые сваливают все домашние работы, включив уход за детьми, на наёмных людей. То, что я говорю, относится к огромному большинству женщин, в том числе и к жёнам рабочих, даже если эти жёны целый день проводят на фабрике и зарабатывают сами.»
Очень немногие мужья, даже из пролетариев, думают о том, как сильно они могут облегчить тяготы и заботы жены или даже совсем снять их с неё, если бы захотели помочь в «женской работе». Но нет, ведь это же противно «праву и достоинству мужа». Он требует, чтобы у него был отдых и комфорт. Домашняя жизнь женщины это ежедневное принесение себя в жертву в тысячах ничтожных мелочей. Старое право господства мужа продолжает жить в скрытом виде. Его рабыня объективно мстит ему за это тоже в скрытом виде: отсталость женщины, отсутствие у неё понимания революционных идеалов мужа ослабляет его бодрость и решимость в борьбе. Это есть те крохотные черви, которые незаметно, медленно, но верно подтачивают и грызут. Я знаю жизнь рабочих и не только по книгам. Наша коммунистическая работа среди женских масс, наша политическая работа включает в себя значительный кусок воспитательной работы среди мужчин. Мы должны вытравить старую рабовладельческую точку зрения до последних мельчайших корней её. И в партии, и в массах. Это относится к нашим политическим задачам так же, как и настоятельно необходимое образование штаба из товарищей мужчин и женщин, получивших основательную теоретическую и практическую подготовку, чтобы проводить и двигать партийную работу среди трудящихся женщин».
Ярким примером такой проблемы, отражённой в искусстве, является оперетта «Бабий бунт» по рассказу Шолохова.

Кстати, данную постановку, после долго перерыва, снова начали ставить в нашем минском театре Музыкальной комедии. Что ещё раз доказывает, что проблема положения женщин еще остается острой и актуальной и на сегодняшний день. Но это и неудивительно, ведь нам теперь опять пришлось вернуться к капиталистическому обществу, где женщина остаётся одним из наиболее уязвимых слоев населения.
Капиталисты понимают, что женщины могут являться большой силой в революционном рабочем движении. Именно на чьей стороне будет эта сила – на стороне пролетариата или буржуазии, зависит судьба революционного движения. Поэтому капиталисты во всем мире стараются отвлечь женщин от главной причины их угнетения – капитализма, поддерживая различные буржуазные женские движения.

Что же делать в такой ситуации коммунистам? Как верно было подмечено Сталиным есть две основные задачи: «…первая задача пролетариата и его передового отряда, коммунистической партии, состоит в том, чтобы повести решительную борьбу за высвобождение женщин, работниц и крестьянок, из-под влияния буржуазии, за политическое просвещение и организацию работниц и крестьянок под знаменем пролетариата. … Выковать из женского трудового резерва армию работниц и крестьянок, действующую бок о бок с великой армией пролетариата, – в этом вторая и решающая задача рабочего класса».
Коммунистам важно не забывать и активно пропагандировать значение 8 марта, как Дня международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Необходимо убеждать и доказывать, что полное освобождение женщины от всякого неравноправия и гнёта, возможно только с освобождением пролетариата, через социалистическую революцию, до полной победы коммунизма.

Поэтому еще раз с праздником, дорогие женщины!
Да здравствует Международный коммунистический женский день! Да здравствуют женщины, как великая освободительная сила движения пролетариата!
Марксистский клуб «Общее дело»